Использование ИКТ в изучении дошкольниками ПДД.

19.10.2018

Использование  ИКТ в изучении дошкольниками ПДД.

 

         С каждым годом современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все плотнее входят в нашу жизнь. В последнее время всё шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования.

         В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения» педагогам наряду с традиционными формами работы предлагается использовать информационные технологии: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, развивающие дидактические игры, восприятие художественно – музыкального слова, разгадывание ребусов и кроссвордов, компьютерные игры, решение проблемных дорожных ситуаций. Использование компьютера, мультимедиа и других технических средств в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, формированию его личности, обогащению интеллектуальной сферы дошкольника, позволяет расширить возможности педагога.

        Проблема формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуальна на современном этапе.

В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Каждое десятое дорожно-транспортное происшествие совершается с участием детей.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

         Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в дошкольной педагогике.

В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе Power Pointдля ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.  Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Например, для детей 4-5 лет целесообразно использовать такие презентации, как:

– участники дорожного движения;

– дорога и ее главные части.

Для дошкольников 5-6 лет:

– виды транспортных средств;

– светофор, история его развития.

Для воспитанников 6-7 лет:

– виды дорожных знаков и их назначение;

– причины дорожно-транспортных происшествий.

       Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы Windows Media демонстрирую детям обучающие мультфильмы:

– например, в средней группе – «Смешарики изучают Правила дорожного

движения»;

– в старшей группе – «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

– в подготовительной группе – «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

        Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

         Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения я, начиная со старшей группы, можно применять разнообразные дидактические игры, используя программу Microsoft  Word. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;  красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго

привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.

Например, в игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.

В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.

        Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. Начиная со среднего дошкольного возраста я начала использовать в своей работе с детьми проигрыватель Windows Media для разучивания стихотворений о безопасном поведении надороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Детислушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника«Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный знак», «Огоньки машины»,«Санки» и другие. Ребята с удовольствием читают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения. В качестве примера можно прослушать песню «Велосипед».

         При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе можно применять  информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.

           Дошкольники очень любят разгадывать и кроссворды! Они способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, обогащают словарный запас по правилам дорожного движения.

В программе Microsoft Excel можно составлять самые разнообразные кроссворды.

           Для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста я предлагаю использовать программу Paint, в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. В эту программу загружаются раскраски по правилам дорожного движения из Интернет ресурсов, которые дают  воспитанникам возможность для творческой деятельности.

          Дети выполняют такие задания, как:

– раскрасить дорожные знаки;

– раскрасить пешеходный переход;

– раскрасить сигналы светофора и другие.

При этом, владея мышкой, дошкольники развивают координацию движения руки, мелкую моторику рук.

           В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста.

           Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

          Самые любимые компьютерные игры дошкольников:

– «Правила дорожного движения для детей».

– «Нескучные уроки».

– «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.

         Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызыва-

ет у детей огромный интерес.

– компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольни-

кам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

– наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает воз-

можность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

– постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном ре-

шении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;Хочу такой сайт

– компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

           При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования. Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка.

 Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.

     

Использование информационно-коммуникационных технологий в пропаганде правил дорожного движения в ДОУ

 

 Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Одной из причин, побудивших меня заняться этой проблемой, стали результаты диагностики детей подготовительной группы в начале года: высокий уровень - 18% ; средний уровень - 32% ; низкий уровень - 50%. Анализируя ответы детей, я заметила, что многие дети затрудняются ответить на самые элементарные вопросы: как правильно переходить проезжую часть, не знают сигналы регулировщика, не разбираются в дорожных знаках, часто забывают или вовсе не знают об опасностях, подстерегающих их на улице.

Причиной этого считаю, недостаточное количество времени в воспитательно-образовательном процессе в детском саду. Работа по формированию навыков безопасного поведения детей на улицах должна проводиться планово, систематически, постоянно.

Налицо противоречие между необходимостью обеспечить охрану жизни и здоровья детей с одной стороны и отсутствием целенаправленной систематической работы с другой.

На первый взгляд научить ребенка правильно вести себя на дороге легко. Выучил с ним Правила дорожного движения и все, нет проблем. Но на самом деле это совсем не так, потому что мы взрослые, каждый день, на глазах детей нарушаем эти правила, тем самым ставим перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Работая по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида № 43, разработанной в соответствии с требованиями ФГТ к структуре ООП ДО на основе “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой и парциальной программе дошкольного образования с осуществлением социально-личностного развития детей “Я - человек”, автор С.А. Козлова, но в них не достаточно внимания уделяется обучению детей Правилам дорожного движения, поэтому использую методические рекомендации из книг: “Правила дорожного движения” составители Т.Г Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова, “Как научить детей ПДД?” автор Т.П. Гарнышева, “Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет” под редакцией Н.В. Коломеец.

Целью моей работы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах путём использования информационно-коммуникационных технологий.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

  • создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
  • развить у детей умения и навыки ориентироваться в различной обстановке;
  • выработать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • воспитать в детях грамотных пешеходов.

Воспитание дошкольников осуществляю на основе общих дидактических принципов.

1. Принцип личностно ориентированного подхода.

2. Принцип систематичности и последовательности.

3. Принцип доступности.

4. Принцип научности.

5. Принцип сознательности.

6. Принцип целостности.

7. Принцип единства семейного и общественного воспитания.

Решение задач осуществляю через специально непосредственно образовательную деятельность познавательного цикла, беседы, развивающие, дидактические игры; совместную деятельность взрослых и детей с использованием ИКТ.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния ИКТ на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем просмотрит или прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

В непосредственно образовательной деятельности со своими детьми  я использую мультимедийные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети знакомятся с новыми знаниями, считаю, что наиболее эффективно будет использование знакомства с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем “сухой” традиционный подход, где использовались иллюстрации. Ведь с помощью компьютерных технологий: графики и звука светофор “оживает”, он может сигналить, мигая разными огоньками, улыбаться и  разговаривать, а также  они помогают формировать психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.

На мой взгляд, сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса, перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным,  т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу, и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания. Для большей эффективности каждая презентация построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

  • виды транспортных средств, их классификация
  • группы дорожных знаков
  • причины ДТП
  • участники дорожного движения
  • сведения о дороге и ее главных составных частях
  • светофор, история его развития
  • назначение дорожных знаков и указателей, их группы
  • виды транспорта
  • дидактические игры, ребусы

Помимо мультимедийных презентаций использую в работе с детьми и рекомендую родителям аудио - и видео записи, компьютерные игры. Некоторые из них представлены в Интернете – on-lain игры. Такие игры использую с подгруппой детей и индивидуально.

В результате работы по использованию ИКТ в воспитательно- образовательный процесс детского сада отметила те преимущества, на которых следует остановиться:

- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

-позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

- позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;

- использование новых приемов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;

-занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями”

- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

В вопросах соблюдения детьми Правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Результаты анкетирования родителей показали, что многие не понимают необходимости учить детей соблюдению Правил дорожного движения, начиная уже с дошкольного возраста, оставляя это на потом, когда ребенок подрастет, пойдет в школу, ссылаясь, на дефицит времени, недостаток терпения и отсутствие знаний в вопросе по изучению ПДД, не понимают важности этой проблемы. Возникает еще одно противоречие между желанием родителей воспитать ребенка грамотным пешеходом и безответственным, инертным отношением к этому процессу.

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. В своей работе я применяю следующие основные формы работы с родителями:

  • проведение тематических бесед
  • вовлечение родителей в совместное участие в проведении тематических занятий, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении Уголков безопасности
  • индивидуальная работа с родителями , дети которых входят в группу риска (слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
  • памятки в виде буклетов, консультации на CD-дисках.
  • совместный просмотр видеоматериалов и последующее их обсуждение.

Даю советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей и уровня психического и физического развития.

Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.

Совместная работа детского сада и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать. А также при участие родителей в качестве партнеров своих детей в широком спектре профилактических и воспитательных мероприятий (конкурсах, викторинах, праздниках, ролевых играх, творческих занятиях и др.).

ВЫВОД

Диагностика в конце учебного года показала:

  • Высокий уровень - 65%
  • Средний уровень - 35%
  • Низкий уровень - нет.

Итоги наблюдений и данные диагностического обследования позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.

У детей произошли значительные изменения. Они сами составляют и решают дорожные ситуации, дорисовывают недостающие элементы рисунка, умело пользуются плакатами и картинками, демонстрируют различные варианты решения проблемных ситуаций, активно используют в самостоятельной деятельности дидактические игры.

Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.

Дети длительное время могут сосредоточенно работать над упражнением или заданием, так как повысилась устойчивость и произвольность внимания.

Родители больше времени и внимания стали уделять изучению ПДД, повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребенка, и понимание личного примера в обучении детей безопасности на дороге. Все эти факты указывают на то, что все разработанные и проведенные мероприятия по обучению безопасному поведению на дороге помогут детям постичь главные правила, необходимые для того “чтобы жили и дружили люди и автомобили”.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гарнышева Т.П.: Как научить детей ПДД? – СПб.: “Издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.
  2. Кобзеве Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С.: Правила дорожного движения: “Учитель”, 2010.
  3. Коломеец Н. В.: Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: “Азбука безопасности”: Учитель.
  4. Романова Е.А., Малюшкина А.Б. : Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М. : ТЦ Сфера, 2005.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.11.2018

Дата обновления: 14.11.2018

Дата публикации: 19.10.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)533-77-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».